Игорь приехал в Москву в 1982 году. Как-то с гостями его занесло
к нам домой.
Наш московский круг в основном составляли люди, уже рожденные
во внутренней эмиграции. Старшее поколение слушало Галича, Окуджаву, а нас накрыло волной неофициальной авторской песни: Владимир Бережков, Виктор Луферов, Вера Матвеева, Вероника Долина, Петр Старчик. Слушали их на кассетах или на квартирниках. Я выросла в семье художников, под девизом «человек для искусства», в толпе представителей того самого искусства. С детства мне хотелось, чтоб искусство было для человека, а не наоборот. Но не судьба. Так и оставалась в окружении незаурядных творческих личностей. Когда Игорь попал к нам, он сразу влился в такую вот среду. Моя мама Жанна Оглы и ее муж Стас Исаев сразу оценили поэтический дар Игоря. У них дома собирался народ, много беседовали о литературе, поэзии, живописи. Игорь читал стихи, обдумывал услышанное, и некоторые люди из этого круга становились его внутренними собеседниками на долгие годы. Жанна и Стас были одними из таких точно.
ПЕРЕПИСКА ТАМАРЫ ЛАВРЕНТЬЕВОЙ
С ЕВГЕНИЕМ ЕРОХИНЫМ (ЛЕТО 2021)
Пояснения (в порядке появления в тексте):
Юрка — Юрий Бендитович, в настоящее время живет в Израиле.
Паша — Павел Жуков, в то время президент клуба самодеятельной песни ЧПИ и руководитель агитбригады, жил все время в Челябинске.
ЧПИ — Челябинский политехнический институт.
АП — авторская песня.
ВИА — вокально-инструментальный ансамбль.
Наиль вскоре уехал обратно в Кызыл, а Игорь поселился на «Макушке» — так неформально называлось помещение КСП ЧПИ, которое располагалось на последнем, 12м, этаже студенческого общежития. На «Макушке» было две комнаты — главная, большая с огромным окном в пол, во всю стену. Вторая комната была совсем маленькая, и в ней стоял топчан для постояльцев.
Игорь очень быстро стал притягивающей силой для посетителей «Макушки», а они были из всего студенческого сообщества Челябинска — политехники, медики, филологи, педагоги и пр.
На «Макушке» Игорем было написано много стихов, мы подключали его
в составы студенческих агитбригад как читающего поэта-автора, и он даже писал на заказ для таких выступлений. Так, например, появилось стихотворение «Давайте не будем молчать на вопросы…».
Читал Игорь прекрасно, это было что-то среднее между пением, воем
и радостным криком.
Я бы сравнил его чтение с чтением Леонида Губанова.
Игорь настолько прижился на «Макушке», что даже с общего одобрения расписал ее стены своими картинами, а я обвел его контур в полный рост на стене в коридорчике, ведущем в маленькую комнату, и мы вместе закрасили его одним тоном. Помню это очень зримо.
Игорь Салчак и Юрий Бендитович, Челябинск, 1982
Появление Игоря в Москве, наверное, можно назвать его личным «аттракционом», приезд в никуда, в полную неизвестность, без денег
и жилья. А чтение стихов — выступлением жонглера, где вместо мячиков подбрасывались слова, мысли и происходящие события.
Наверное, некоторые бы назвали его поведение эпатажным. Но это было
не так. Он не стремился быть в центре внимания, но почему-то тут же
в нем оказывался. Чем это вызвано, я не знаю. Может быть, отчаянием.
У Игоря было с собой трогательное письмо (или открытка)
от Вознесенского, которому он присылал стихи. В Москве он начал знакомиться с поэтами и бардами. Ходил в гости к Леониду Губанову, встречу с которым ценил всю жизнь. Разговаривал по телефону
с Михаилом Анчаровым. Бывал у спелеолога Сергея Гусакова
по прозвищу Командор, там у Игоря был его квартирник.
С благодарностью упоминал Римму Куперман, в квартире которой иногда жил.
Часто застревал у нас на несколько дней, потом куда-нибудь исчезал.
На даче нашей прожил неделю. Потом еще пару раз туда приезжал.
Жанна и Стас, Москва, начало 1980-х
До этого мне не приходилось встречать человека, столь повернутого
на своей национальности. На даче Игорь почти не выходил из дома, потому что не мог «с такой нерусской рожей ходить по русской деревне». Находясь в Туве, испытывал стыд перед тувинцами, что не умеет разговаривать
на их языке. То, что Тува — это другая планета, тогда я еще не знала. Понятия не имела ни о каких национальных конфликтах, в своей жизни
с таким никогда не сталкивалась. А он вырос в такой среде,
где принадлежность к определенной национальности была решающей.
На нашей даче в то время жил еще один гость из Алматы,
художник Миша Чуприянов.
Они подружились. Миша был нерусский (мать китаянка, отец еврей) — почему-то для Игоря это было важно. Под его воздействием Игорь начал рисовать картины красками на большом формате. Миша обладал какими-то сверхспособностями, например умел проходить в метро бесплатно, просто как-то по-особому смотря в глаза контролерше, и Игоря проводил. «А этот со мной», — говорил. Миша ходил в милицейской серой шинели,
в черной шляпе и рваных кедах.
Помню, ходили втроем на этюды на Введенское кладбище. Рисовать рядом с Мишей не получалось, мы просто стояли и смотрели, как на кривом куске картона появляется скрупулезный эшеровский чертеж гробницы, потом экспрессивно ложатся краски. Кладбище — другой мир в центре Москвы. Миша в белой рубашке с этюдником, отрешенный от всего происходящего, прищуренный взгляд… Как-то надолго запомнилось.
Через несколько лет Миша с собой покончил в Алмате. Ему было 24 тогда всего года.
Игорь стих ему посвятил: «Омывали город волны…». Уже не помню, когда
и как ко мне попала перепечатка стихов Игоря, которую сделал неизвестный мне Ефим Правдин из Питера. Я ее отксерила и отправила Игорю. Он был невероятно благодарен за это, спрашивал, кто этот человек, просил ему спасибо передать. Сам он большую часть своих тетрадей раздаривал, у него никакого архива не было. А перепечатку эту он хранил.
Конечно, если бы Игорь остался в Москве, у него бы была совсем другая поэтическая судьба.
В начале двухтысячных ко мне приехала Наташа Петен, побывавшая
у Игоря в гостях в Кызыле. К тому времени Игорь начал переделывать свои стихи в песни, причем перемешивая старые и новые. Мне этот фарш совсем не нравился, и тогда у нас с Наташей появилась идея сделать маленький сборник. Сделали и издали в Минске благодаря Диме Строцеву.
Важно отметить еще и то, что примерно в это же время Игорь перешел
на «свою» орфографию: писал без знаков препинания и все с маленькой буквы, кроме слова Бог, вместо точек и запятых использовал «двоеточие»
(а не привычное для всех троеточие) как ритмическую отбивку.
Через некоторое время после этого друг Игоря Миша Хорев при помощи Леши, брата Игоря, издал небольшим тиражом диск со стихами Игоря,
с записями квартирника в доме у Жанны и Стаса.
У разрушенной церкви в деревне Спас-Темня, Московская область, 1982
Диск издан студией «Остров», 2003
После 1982 года мы с Игорем не виделись, по телефону общались редко,
раз в несколько лет. Иногда я присылала ему краски, кисти, книги, кассеты, диски. А он мне тетради с картинками, рассказами и стихами.
А в последний год его жизни мы очень часто и подолгу общались
по телефону. Игорь читал не только свои стихи, но и Тарковского, Слуцкого, Самойлова, пел какие-то настоящие тюремные песни.
И много говорил со мной о смерти. Он понимал, что все уже очень близко. Мы обсуждали его идею умереть в степи. Вообще, он был человеком степи, сливался с ней. Это была его стихия — там свой мир, другие законы, как космос или океан. Любил повторять приписываемую Хлебникову фразу: «Степь отпоет»*.
О смерти Игоря в газете «Тува-Онлайн» появилась небольшая заметка
и комментарий под ней:
«В его присутствии реальность приобретала новые измерения. Он ходил
по таким вершинам Духа, куда мы только изредка заглядываем. Молюсь и плачу о нем, и воздух сверкает золотыми искрами — так было в его присутствии, когда он читал стихи или пел. Если бы я не знал Игоря лично, я бы не знал,
как выглядят гении. Мы дружили более чем 40 лет, вели совместные проекты,
я передавал его стихи Б. Гребенщикову и восторженные отзывы обратно. «Земля моя — грецкий орешек», — написал Игорь. Какой же большой Дух жил
в нем, если видел Землю такой маленькой!!!»
Евгений Е.
Я сразу поняла, что некий «Евгений Е.» — это тот самый Женя Ерохин**,
о котором много хорошего слышала от Игоря. Решила его разыскать
и нашла.
«Мы в жизни прошли по одному и тому же мосту под названием Салчак», — сказал он при первом нашем телефонном разговоре. Поразительная точность! Знаю нескольких людей, которые говорили, что в их жизни был «салчаковский период». Один из знакомых даже ввел такой термин «салчак миокарда». Им, действительно, переболели многие. Но «мост», пожалуй, самое точное сравнение.
Вот отрывки из нашей с Женей переписки:
Тамара Лаврентьева — до 2020 года художественный руководитель
«Особой керамики», мастерской, где работают люди с ментальными особенностями. В начале 1980-х не работала, ухаживала за ребенком.
Евгений Ерохин известен как один из активных пропагандистов
и распространителей западной и российской рок-музыки в сибирском регионе. Автор песен, текстов, статей и публикаций о современной музыке. Организатор первых диско-клубов сибирского региона, звукорежиссер
и продюсер, автор музыки к спектаклям к балетам и шоу-программам тувинского театра и тувинской филармонии. Впоследствии занимался бизнесом. Имел свою студию звукозаписи, где записал три диска песен Игоря Салчака.
Мне интересно наше общение как продолжение появления всяких «мистических» точек на карте жизни. К тому же о Тамаре из Москвы лет как 35 наслышан, резонно и познакомиться. Темы общие. Здесь, в Абакане, мне не с кем об этом говорить.
В Кызыле я был на сцене три вечера в неделю 20 лет подряд. Представляешь, сколько поколений молодежи прошло передо мной? Сейчас это взрослые люди, но я остался записан в памяти семи-восьми поколений.
А здесь я как с Луны упал никем.
Подобное было в 1994-1995-м, когда я переехал в Санкт-Петербург, купил там квартиру и потерял себя.
В итоге, когда тувинский муздрамтеатр купил новую звукоаппаратуру
в Германии и пригласил в звукорежиссеры, я бросил Петербург и вернулся в Кызыл к своему статусу и профессии.
К слову, на этой немецкой аппаратуре я и записывал Игоря
на профессиональный магнитофон TASCAM через крутые процессоры обработки. И запись сделал не хуже любого московского лейбла.
Я читал лекции о музыке в обществе «Знание», имел повсюду узнаваемость и эту среду называю родной.
И кызыльчане все еще меня помнят. В прошлом году «Радио России» прислало журналистов, записали программу «В мире музыки» про дискотеку 80-х. В научной монографии про ВИА и эстраду Тувы есть про меня глава.
Как с Игорем встретились?
Мы узнали друг о друге после того, как от него возлюбленная ушла ко мне.
По порядку событий: в 1978 году я учился в кызылском художественном училище на факультете живописи и ходил по всяким молодежным компаниям слушать пластинки. Подружился с Любой Соколовой с третьего курса, я сам был на втором курсе. Стал ходить к ней домой и там встретил ее подругу Наталью: абсолютно французская девушка, в хипповом льняном сарафане на бретельках.
Наташа училась на одном курсе с Игорем в педагогическом институте. Летом на практике в деревне Сарыг-Сеп они начали жить вместе
и устраивали бурные эскапады против мещанства. Они оба были помешаны на романе «Путешествие дилетанта» Булата Окуджавы.
Она стала называться Натали Ладимировская, он — Дилетантом.
Общественность, педсостав вуза и родители Игоря были в шоке
и смущении, а он бросил институт и стал жить с Натали в гигантской квартире его родителей. Как-то после ссоры она убежала из его дома. Раньше с Любой они несколько раз заходили ко мне. Она знала, что я живу один. И вот в первых числах ноября Натали пришла ко мне одна: прекрасная девушка, в истерике и дрожи. По дороге она купила бутылек антидепрессанта, то ли «Элениум», то ли «Тазепам», которые тогда продавались свободно без рецептов. Налила стакан воды и выпила все таблетки с целью убить себя. Она отключилась почти сразу. Я вливал
ей воду в рот, потом грел и вливал ей в рот теплое молоко… В полном беспамятстве Натали пролежала двое суток, холодная как неживая.
На третьи сутки очнулась. Мы стали разговаривать, она объяснила,
что ушла от бывшего друга навсегда. И мы по-молодежному так просто решили, что она останется жить у меня.
Я жил на главной улице города на третьем этаже углового дома. И как-то раз Натали позвала меня: «Смотри, смотри, вот он идет, мой бывший — Игорь Салчак». Перекресток переходил невысокий тувинец, брюнетик
в клешах. (Так я впервые увидел Игоря.) Я стал кричать ему всякие ругательства и оскорбления через стекло, но Натали с испугом сказала,
что нельзя так делать, что этот Салчак опасный головорез и хулиган.
У него друзья — главные городские хулиганы, могут избить.
Натали прожила у меня до лета. А в июне уехала домой, в поселок Зеленый Бор Минусинского района, где жили ее мать и маленькая дочь от бывшего мужа. Ее маленькой дочери нужен был отец. Ни я, ни Игорь не хотели семьи. И в итоге Натали, закончив вуз как преподаватель русского языка
и литературы, уехала работать на Крайний Север, на остров Святого Лаврентия. Там она вышла замуж. Потом помирилась с Игорем, переписывалась и с ним, и со мной одновременно. Через меня
она передавала привет ему, через него передавала привет мне.
Знаешь ли ты эту историю про Натали и как он ее тебе представил? Полагаю, что строки «Мы трахались, как саламандры, в то бесконечное лето» обозначают именно тот период.
Я пока был студентом-художником, писал портреты знакомых девушек. Портрет Натали в образе эльфийской принцессы со стрекозиными крыльями за спиной я исполнил в графике на листе ватмана. Эту работу
я принес и подарил Игорю. Он онемел от нахлынувших эмоций и никак
не верил, что я дарю ему это сокровище… Строки из другой его песенки
«У ней стрекозьих два крыла…» точно появились после этого подарка.
Попробую ответить про Натали. Несколько раз слышала про нее в начале 1980-х. Была ему почти жена, вместе преподавали в глуши детям, сильно любил, но расстались. «В мое сердце, как в подушечку, втыкала женщина иголочки», думаю тоже про нее.
Потом, когда Игорь был уже на костылях, он часто ее вспоминал. У него был период переосмысления своей жизни. Вспоминал все свои плохие поступки и очень раскаивался в них. В последний год мы часто общались по телефону.
В мае я оказалась на даче в полном одиночестве из-за пандемии. Было холодно. Он звонил, я выпивала рюмку зубровки, ложилась под три одеяла и слушала его рассказы, песни и стихи часами. Сейчас эта недопитая бутылка стоит как памятник тому лету.
Эти «сеансы» я называла для себя «картинки с выставки». Все эти его рассказы про детство, школу, двор, отца, брата, институт, Натали и других женщин я представляла себе как фильм. Иногда цветной, иногда
черно-белый.
Хорошо запомнился рассказ о походе с отцом: сплавлялись на лодке
по Енисею, обратно шли пешком. Игорю было лет восемь тогда. На пути туда — красочные описания детства, вода и солнце, блеск и ничего больше. На пути обратно — вода сквозь ели, долго-долго. Еще подробное описание мальчика-подростка из этого похода, потрясшего его воображение лишь тем, что он понял, что скоро тоже станет таким же.
Точно пересказать про Натали не смогу, фильм был многосерийный.
Там были школьники, споры, модные шмотки и отсутствие жратвы.
А также наличие пузырька с ядом, перепрятывание этого пузырька, воровство пузырька и исчезновение на сутки Натали, убегание от нее в лес, ожидание ее возвращения из гостей, ревность, ревность, ревность… пугание друг друга самоубийством, побег от нее…
О попытке бегства подробно рассказывал. Как в ночи какими-то сложными путями добрался до аэропорта, а она уже там, тоже решившая уйти от него навсегда. Аэропорт, встреча в буфете — прошли мимо друг друга, как незнакомые.
Потом случайные столкновения в городе. Она такая вся из себя, в белом платье. И опять все сначала. О причинах расставания и о последующей переписке никогда не рассказывал. Про стрекозиные крылья, помню, было стихотворение, картину не видела.
Ты спрашиваешь про Игоря в Москве, но рассказать о нем очень трудно. Не понимаю, как описать человека, скромного и ранимого,
но в то же время наглого и нахального. Робкого и пугливого,
но обладающего необычайной силой и настойчивостью. Не понимающего простых шуток, но способного считывать любые эмоции без слов
и понимать суть человека, с которым общается. Кристально честного,
но неисправимого вруна. Сложно. Он мог вокруг брошенного в лужу окурка развести целую «апоколипстическую сюиту», а на бытовые проблемы смотреть из космоса. Пацифист до мозга костей. Бунтарь,
но заранее прощающий всем все. Живущий по своей системе координат, позволяющей сливаться с природой, плыть по течению, удивляться
и радоваться явлениям, людям и всему вокруг, падающий на дно
и одновременно видящий мир с птичьего полета…
У него было совсем другое, непонятное мне мышление. Например, познакомил меня со своим другом. Жена друга долго рассказывала мне
со всеми подробностями, как работала в цирке воздушной акробаткой, потом сорвалась с трапеции, упала, сломала позвоночник и работать
не может. Когда мы ушли, я поделилась этой историей с Игорем. Оказалось, что она никогда не была воздушной акробаткой, не работала
в цирке и позвоночник не ломала. Я была в недоумении!
«Верь ей, для нее это важно», — посоветовал он.
Часто непроизвольно всплывают в голове строчки из его стихов.
Вот насыпала на тропинку на даче кусочки битой каменной плитки.
Когда идешь, звук такой, как будто по битой посуде ступаешь, и невольно всплывает: «хрустят под ногами осколочки фарфоровых новостей».
Да и в интернете его строчки у разных людей встречала, даже без ссылки
на автора. Как-то рассказала ему о двух знакомых собаках, играющих
на снежном поле: сепия — рыжие собаки, рыжая трава на белом. Собаки удивляли своими человеческими взаимоотношениями. Их ждала печальная судьба — безлюдная деревня и холодная зима, пережить которую они
не смогли. И вот вскоре после этого разговора появилось стихотворение «Мы две собаки на задних лапах…».
Наиль вскоре уехал обратно в Кызыл, а Игорь поселился на «Макушке» — так неформально называлось помещение КСП ЧПИ, которое располагалось на последнем, 12м, этаже студенческого общежития. На «Макушке» было две комнаты — главная, большая с огромным окном в пол, во всю стену. Вторая комната была совсем маленькая, и в ней стоял топчан для постояльцев.
Игорь очень быстро стал притягивающей силой для посетителей «Макушки», а они были из всего студенческого сообщества Челябинска — политехники, медики, филологи, педагоги и пр.
На «Макушке» Игорем было написано много стихов, мы подключали его
в составы студенческих агитбригад как читающего поэта-автора, и он даже писал на заказ для таких выступлений. Так, например, появилось стихотворение «Давайте не будем молчать на вопросы…».
Читал Игорь прекрасно, это было что-то среднее между пением, воем
и радостным криком.
Я бы сравнил его чтение с чтением Леонида Губанова.
Игорь настолько прижился на «Макушке», что даже с общего одобрения расписал ее стены своими картинами, а я обвел его контур в полный рост на стене в коридорчике, ведущем в маленькую комнату, и мы вместе закрасили его одним тоном. Помню это очень зримо.
Пояснения (в порядке появления в тексте):
Юрка — Юрий Бендитович, в настоящее время живет в Израиле.
Паша — Павел Жуков, в то время президент клуба самодеятельной песни ЧПИ и руководитель агитбригады, жил все время в Челябинске.
ЧПИ — Челябинский политехнический институт.
АП — авторская песня.
ВИА — вокально-инструментальный ансамбль.
Игорь Салчак и Юрий Бендитович, Челябинск, 1982
Женя Ерохин, Игорь Салчак, Кызыл, конец 1970-х
Вот Таня Рамазанова пишет: «Есть такая история. Похоже на правду,
но, может быть, у Жени Ерохина спросить. В 1985 году в Кызыл приезжал фольклорный ансамбль им. Покровского. Я была на концерте. И даже помню один запев: «Здорова-ти, Кострома! Здорова-ти! Че делаете-та?» Короче, кто-то рассказывал, что Игорь пригласил огромный ансамбль
к себе домой в огромную по метражу преподавательскую квартиру родителей и они там запевали так, что все дома поблизости слышали
и дивились «люди, откуда?».
Таня хорошую историю вспомнила. Да, на концерте ансамбля Дмитрия Покровского все было именно так. Мы пошли на концерт вдвоем с Игорем. У ансамбля была фишка: братолюбие, вовлечение зала в хоровод
и перформанс. Вот хор пошел по залу, закружил зал, в зале стало тесно. Весь хор и все зрители вышли на улицу и стали водить хоровод вокруг театра на театральной площади.
Игорь и я кружились в хороводе с артистами и слушателями, а потом Игорь пригласил ансамбль к себе. Такого единения артистов и публики
я не видел больше никогда. Артисты приняли приглашение, ну не весь ансамбль, естественно, а человек 8-10. Две девушки приятных, с которыми Игорь и договаривался, и, главное, сам руководитель — Дмитрий Покровский.
Да, общались и пели. Души летали.
А я как раз тогда приехал с этюдов из Саян. Один из этюдов, высокогорное озеро в каменном котле, зачем-то принес к Игорю. И Покровский говорит: «Вот офигеть! Волнует, душу тянет, красота Божья». Я ему говорю: «Раз так оценили, можете взять себе на память». Он отвечает: «Да мы же в гостях, это вещь хозяина, разве вы имеете право дарить, а я принимать,
мы не у себя дома?»
Я ему объяснил, что картина моя, мной написана с натуры недавно, а здесь я ее просто демонстрирую. Тогда он как-то очень бережно ее взял, обнял прямо, попросил надписать. Что я и сделал.
И остался Игорь без моей картины, а Дмитрий Покровский заимел.
С девушкой из ансамбля Игорь обменялся адресами и переписывался некоторое время. Читал мне. Из этих писем мы узнали, что Дмитрий Покровский эмигрировал во Францию и собрал фольклорный ансамбль
в Париже, где делает то же самое, что и в СССР, поет, вовлекает народ
в представления.
Игорь часто рассказывал о
Юрии Ахпашеве, которому показывал свои картинки и очень ценил его мнение. Вы знакомы?
Юрия Ахпашева хорошо знаю, наши родители-геологи вместе работали.
В 2001-м в клубе Русской культуры Юрий устраивал сольный концерт Игоря. Я привозил из театра немецкий микрофон, присутствовал, продавал в вестибюле первый альбом Игоря. Зрителей пришло человек около тридцати, купили 3-4 диска, причем каждый покупатель спрашивал:
«А „Лебедушка“ тут есть?» — из чего становилось ясно, что песня
на стихотворение «От чего бы нам с тобой не улететь…» была к тому времени «народным» хитом. Может быть, потому что затрагивала табуированную для наших граждан тему секса.
Диск издан под руководством
Н. В. Пономаревой, художественного руководителя хора при Детском центре традиционной русской культуры
«Октай», Кызыл, 1995
В 2000–2004 годах я работал звукорежиссером Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. Записал в театральной студии более трех с половиной часов материала — пение Игоря под гитарный аккомпанемент. Это было все, что Игорь тогда сумел вспомнить и спеть.
В течение следующих трех лет этот материал с матриц был перенесен
на компакт-диск, три альбома Игоря были изданы.
Что тебе известно про прыжок с моста? Период шуги, высота большая. Рассказывают разные версии. Типа шел с компанией и довыпендривался. Поссорился с тогдашней девушкой и спрыгнул ей назло. После вылавливания его в психушку отвезли, а девушка эта пыталась туда уборщицей устроиться, но ее не взяли. В каждой версии присутствует тетрадь со стихами, которую держал в зубах. Есть еще версия, рассказанная им самим. Интересно, какая у тебя?
Про прыжок с моста я знаю, конечно, но без деталей.
Как-то я зашел к Игорю повидаться, а он лежал больной и худой.
Рассказал, что с моста прыгал, и тоже про рукопись.
Названия специального у моста нет. Есть в городе второй мост, новодельный, для объездной трассы. Его так и называют «Новый мост».
Ну а старый — он в единственном экземпляре и без имени.
Енисей украшает Кызыл, протекая через весь город. Городской парк расположен в том месте, где сливаются две реки — Малый Енисей
и Большой Енисей. Там Енисей и становится крупнейшей рекой страны. Дом Игоря как раз недалеко от этого места находился. Река там очень широкая — метров 500, высота моста в середине — 50-60 метров. Течение очень сильное.
Весной по реке идет ледоход, называют «шуга», мокрые льдины плывут
по течению, сталкиваясь и шипя. В шугу прыгать — верная смерть. Видимо, ледоход уже был слабым, а льдины редкими. Куда-то в промежуток Игорь
и прыгнул. Хорошо, что сумел добраться до берега.
А вот что Игорь рассказывал про прыжок мне.
Незадолго до этого он проходил по мосту и увидел за перилами парня, который собирался прыгать. Рядом была девушка, пытавшаяся его остановить. Он растерялся, не знал, как правильно поступить,
и… прошел мимо.
Ему было неизвестно, спрыгнул ли тот парень, погиб или выжил. Когда пришел домой, его начала мучить совесть из-за того, что он не вмешался.
С каждым днем все сильнее. Задумал прыгнуть сам, свою вину как
бы искупить. Но страшно было, долго готовился. Потом решился. На мосту был один, нашел то самое место, где парень тот был. Прыгнул, понял, что до берега далеко, одежда оказалась очень тяжелой. Тетрадь утонула,
не смог с ней плыть. Видел, на берегу мужик стоял и наблюдал молча —
как символ его тогдашнего поступка, когда мимо прошел. Увидели его люди с автобуса, который на мосту ехал. Они и позвали кого-то на помощь.
Игорь присылал время от времени разные штуки, найденные в степи, например кусок колючей проволоки, кем-то потерянный старый кошелек, камни с лишайником…
Однажды попытался передать свой пиджак, карманы которого были набиты степной травой, чем изрядно удивил таможенников, а везущему пиджак человеку доставил немало хлопот.
Все вещи, найденные в степи, имели для него какую-то особую ценность,
он приносил их домой. Чего там только не было! И игрушки, и патроны,
и что-то типа строительного мусора, пакля, проволока.
Делал из них инсталляции.
Он называл их «Умклайдеты». Знаешь это слово?
Умклайдеты — это что-то непонятное, практически непригодное, но, судя по всему, очень важное. Например, обломки НЛО для аборигенов острова Пасхи или наскальные рисунки и каменные изваяния аборигенов острова Пасхи для жителя Европы. Вот у Игоря в квартире все комнаты были завалены умклайдетами. Например, когда я спрашивал его, зачем ему обломок от куклы или моток шерсти на проволоке, он отвечал
с загадочным видом: «Это умклайдеты!»
Диски, выпущенные Евгением Ерохиным
Картина Евгения Ерохина «Ресторан Кызыл» написана примерно в одно
и то же время и про один и тот же ресторан, что и стихотворение Игоря
Виктор Бочкарев и Евгений Ерохин,
Кызыл, начало 1980-х
Примечания
* Из воспоминаний Дмитрия Петровского о путешествии с Хлебниковым
в Калмыкии, в котором Хлебников оставил умирать заболевшего в степи Петровского. Дмитрий выжил, добрался до парохода и случайно встретил
там Хлебникова. Состоялся такой диалог:
— А, вы не умерли? — обрадованно-удивленно сказал он.
— Нет.
В моем голосе и виде не было и тени упрека, я догадался, в чем дело.
— Сострадание, по-вашему, да и по-моему, ненужная вещь. Я думал, что
вы умерли, — сказал Велимир, несколько, впрочем, смущенный.
— Я нашел, что степь отпоет лучше, чем люди.
Я не спорил. Наши добрые отношения не поколебались.
Мемуары так и называются, «в стиле шейк», как звучат. Читаю и слышу,
что они очень музыкальны. Волнения, страхи, надежды, другие эмоции передаются не в лоб и даже не через слово, а эмоциональным фоном,
как в музыке. То есть «Мемуары в стиле шейк» можно воспринимать как вокальную сюиту, бросая ноты через строки и пассажи, арпеджио через абзацы. Что-то подобное есть у молодого Таривердиева. Не стихи, не проза, не музыка, а жанровый симбиоз.
Игорь до встречи со мной не придавал музыке видного значения в своей жизни и творчестве. Под моим влиянием из бардовского лагеря перешел
к восприятию современной музыки как хроники эпохи. Похоже на путь Башлачева в некоторой степени: та же экзальтация исполнения — прием из арсенала рока. Барды никогда не орали как распятые.
Вплоть до освоения современных музыкальных форм.
«Прогулка по центру» — это регги, например, ну и другие услышанные
где-то рокерские приемы он перерабатывал на свой лад.
Панки его впечатляли тоже, иногда в его исполнении это слышно.
Приятно вспомнить: когда я получал ящик пленок с новыми записями,
еще когда я один жил, то звал в гости Игоря на прослушивание материала. Несколько раз было такое: мы слушали записи вместе, вдвоем, до двух-трех часов ночи. Игорь любил слушать лежа на полу, а я сидел на диване. Часами, с небольшими перерывами прослушивали все подряд, иногда
он меня спрашивал про факты, иногда давал свои эмоциональные оценки, настолько точные, что мне это позже пригождалось в рецензиях и моих дискотечных программах. Например, он назвал Хулио Иглесиаса «курортным» певцом, а когда я это в клубе повторял, все понимающе улыбались. Очень впечатлил его дебютник Videokids, 1985 года. Он смеялся и утверждал, что мир с этой группой становится каким-то смешным, нереальным, мультяшным. Спустя несколько лет появилась информация, что Videokids — это песенки из мультфильмов про веселого космического дятла. То есть он считал информацию о мультипликации через звук.
Без видеоряда. Прослушивая саундтрек Flashdance 1983 года, на теме Love Theme, он взволнованно сказал, что услышал: «Это же настоящая
Любовь!» — а вещь называлась Love Theme! Выходит, что «зашитый»
в музыку подтекст он считывал на уровне эмоционального резонанса совершенно точно!
Недавно прослушивал на пластинках альбом
«Вудсток-1969» и вдруг узнаю голос, манеру игры на гитаре и пение Игоря! Очень похожи и техника вокала, и техника гитары, и голосовые приемы.
Я работал в театре, озвучивал и записывал выступления именитых артистов: И. Броневицкую, В. Цыганову, «Любэ», «Оле Лукойе»,
Г. Хазанова, группу «Сливки», группу «Адерт Хорс» (самая выдающаяся кызылская рок-группа). Я тогда пропагандировал «новую волну», одеждой, модой, танцами, постерами. Феоктистов крутил джаз и прогрессив
(King Crimson, Yes). Игорь послушает то, послушает другое, никакой реакции заинтересованной не выказывая. Потом гитарку спросит,
если есть, и затянет свое: авторский стих под аккомпанемент.
Игорь не хотел и боялся умирать. Смерть называл «переходом»
и чувствовал, что она уже близко. Придумывал, как это сделать легче, говорил, когда поймет, что совсем близко, вызовет такси, уедет в степь, ляжет там и будет ждать. Конечно, я отговаривала его.
И смертей других людей он боялся. Вроде на похоронах никогда ни у кого не был. Известия о смерти едва знакомых людей вызывали у него потрясение и круто меняли планы. Рассказывал, что готовил выставку
и накануне открытия узнал, что зарезали бойфренда едва знакомой ему девушки. На открытие выставки не пришел, сильно переживал, не мог понять, какое может быть открытие, если случилось такое.
Еще был случай, когда он работал при церкви дворником и истопником.
В приходе была молодая девушка-монашка, бывала там на всех службах.
И вдруг приходить перестала. Через пару месяцев он решил узнать, почему она не приходит. Нашел ее дом и стал спрашивать соседей. Узнал, что умерла. Это было таким шоком, что он уехал на дачу, бросив работу,
и больше никогда не мог переступить порог храма, не мог принять того, что ее нет, а там все по-старому, как будто ничего не случилось.
Разные периоды у него были, то период воцерковления, когда стихи считались грехом, то он страдал от игнорирования его стихов обществом
и начинал писать песни, хотел быть услышанным. Многие пытались ему помочь и реально помогали. Но ощущение какого-то вечного краха
не покидало. Единственным человеком, который всю жизнь помогал ему
и находился на связи каждый день, был его младший брат Леша. Помню, как однажды Игорь показал мне его фото (мальчика-подростка), которое носил с собой, и сказал: «Он очень противный, но я его люблю».
Я всегда помнила и чувствовала, что где-то есть Игорь, человек, благодаря которому я стала другой. Уверена, то же самое произошло со всеми, кто прошел по мосту под названием «Салчак».
Вечер, туман над столами,
люди вонюче дымятся —
до ночи, не уставая,
кушают, кушают мясо.
Столики — дружные братцы,
музыку в угол зажали,
музыка — самое мясо,
музыку тоже ножами.
В теплых графинах — мясо,
мясо в карманах — плачу!
женщина в медленном танце
мясом прилипла к плечу.
Выйду, сознанье чуть теплится…
он — в темноте осмелев —
не разбираясь, по челюсти.
мясо лежит на земле.
Самое главное и важное событие, объединяющее Игоря и меня, —
мы вместе покрестились. Взрослыми, примерно в 1983 году, в кызыльской церкви. Стали братья во Христе с той поры. Он всегда это чтил как важнейшее общее событие. Сейчас осмотрится, и если там хорошо,
то, вполне возможно, и меня туда позовет в скором времени. Посмотрим.
Вите Бочкареву дружеский привет! Очень ценно, интересно все,
что он расскажет.
Витя всегда был в центре всех музыкальных тусовок, работали на одной сцене в трех клубах. Песня на стихи Игоря «Нарисую» — просто по первому слову, это музыканты все песни так называют, они играли
ее на танцевальной городской площадке в 1982–1984 годах.
В те же годы мы ездили на автобусе от педагогического института
на гастроли в Абакан: Витя с группой играл рок, я проводил дискотеку после их концерта. По дороге в автобусе Абакан — Кызыл Витя показал мне на гитаре аккорды и перебор струн для этой песни. Я запомнил, подобрал дома на гитаре. «Желтый сад» — название утверждено Игорем лично.
Когда в конце 1990-х я увлекся написанием музыки с помощью компьютера, попросил у Игоря стихи, он дал несколько, запись сохранилась в итоге только одна. Сейчас послушал и ахнул. Это же какая изумительная фантастическая аранжировка!!! Выходит, я был очень одарен в те годы: ведь мне показали только простой гитарный перебор,
а я наворотил этакую полифоническую оркестровку, симфонию создал
на основе гитарного перебора. Вот бы развивать это умение!!!
Но пошел в коммерсанты…
Записывали у меня в квартире, в конце 1990-х. В одной из комнат
я оборудовал музыкальную студию. Итоговый вариант включен в мой первый сольный альбом «Миллениум», вышедший весной 2000 года. Использованы электрогитара, два синтезатора и звуковая карта Sound Blaster Live Pro! Всю музыку я набирал сам, напеть текст по готовой фонограмме приглашал солистов муздрамтеатра и филармонии.
«Желтый сад» (она же «Нарисую») спел Владимир Копуш, солист филармонии. Сейчас он стал заметным тувинским кинорежиссером.
Продолжаю искать и находить тех, кто знал Игоря. Поговорила с Сашей Гапуровым, Александром Феоктистовым (его мама Левертовская Т. Е. окончила то же самое художественное училище, что и моя), Сергеем Сокольниковым и Виктором Бочкаревым, который тут же прочитал стих Игоря (это через столько лет!). Все они — очень интересные люди.
С Жанной Приведенной на связи. Очень хочется оставить добрую память
о нем.
А вот как выглядела эта история с его слов: «Зашел в магазин купить конверт, облокотился на витрину и стекло разбилось».
Вызвали милицию, его увезли, дали подписать какую-то бумажку.
Он вместо одной подписи поставил штук сто. Мент на листок посмотрел
и говорит: «Иди отсюда, придурок». Исключить то, что он и правда бил там стекла, не могу.
Но идею распространять диски он не оставил: пытался продать их в ларьке с собачьим кормом и очень расстраивался, что их не покупают.
Проект — выйти на БГ и предложить ему стихи под авторские песни — возник под впечатлением от совместного прослушивания акустических революционных альбомов «Аквариума»: «Синий альбом», «Треугольник», подобного раньше мы не слышали и были очень тронуты.
В благословенные годы советского застоя мне ежегодно удавалось выезжать в страны Восточной Европы, по пути тусуясь по своим
интересам в Москве и Ленинграде.
На лето 1985-го я наметил поездку в ленинградский рок-клуб
с рекомендательным письмом от кызылского городского отдела культуры, где работал ведущим и режиссером дискотеки. Игорь специально для этой поездки стал писать сборник для передачи Гребенщикову. Тетрадку взял Коля Михайлов, президент клуба. Потом при личной встрече передал БГ.
Я уехал в Чехословакию, а через полторы недели снова зашел в клуб. Николай вернул мне тетрадь и передал ответ Бориса, что он получает много таких тетрадей, стихов и предложений, но работает исключительно
с личным авторским материалом. Поэтому с благодарностью возвращает материал автору, отмечая его ярко выраженную индивидуальность
в творчестве и признавая несомненное достижение автором одновременной глубины мышления и поэтической высоты. Про индивидуальность творчества, глубину мышления и поэтическую высоту Коля прочитал из своей записной книжки, то есть это и была стенограмма отзыва мэтра — личный ответ от БГ Игорю.
Решили, что в следующий год, может, кому-то другому отвезу сборник.
БГ тогда еще не был, как сейчас, признанным авторитетом и мэтром, просто подпольный рокер, так что событием этот контакт Игорь
не засчитал.
У гитариста знаменитой кызылской рок-группы «Патефон» Сергея Кривоуса, в его музыкальном киоске, мною был выставлен на продажу дебютный компакт-диск песен Игоря. Я рассказал об этом Игорю, он зашел в магазин и почему-то полез его забирать, при этом разбил витрину, после этого инцидента альбом был снят с продажи.
Огромное спасибо за фото оригиналов. Там любые строки хватают меня
за душу и уводят. Но, возможно, что у ближнего круга личное, интимное восприятие, отличное от объективного и отстраненного. То есть поскольку я-то — овощ из той же грядки, что и Игорь, поэтому все эти образы «городка в саже», девицы, которой «шейх сцены накинул на плечи плед внимания» для меня видимы-узнаваемы, я просто читаю описание виденного глазами Игоря в поэтическом ракурсе. Но если бы автором был незнакомый Вася из Можайска, то я бы ничего не узнавал, не резонировал сердечно. И читать было бы неинтересно.
Поэтому мне-то дорого и важно все, что им написано, как и тебе,
но публике это может быть совсем не нужным, и ничего с этим
не поделаешь. Так что твое определение «поток сознания» — верное,
а публикация необязательна, хотя друзья и близкие были бы очень рады.
И спасибо за присланный стих, про Гелиосы и Селены! Так душу помотало, забирает в дальние края. Если что-то еще пришлешь такое, очень буду признателен. Я таких серьезных, космогонических вещей вообще у Игоря раньше не читал. А вот субъективное восприятие от объективного так
и не могу отличить.
Мой оригинал тетради Игоря искать в гараже надо целый день, и не факт, что найдется, но текст одного стихотворения помню наизусть:
А Бог плохих домов не строит
Но любит тех кто и в плохих
Прикинь, браток, а нас не вспомнят
Когда мы вдруг уйдем от них
Ведь жизнь — это просто вспышка
В космической пустоте
А звезды всего лишь фишки
Поставленные блестеть
Подкинь луч солнца на ладони
Решетка или же орел
Прикинь, браток, а нас не вспомнят
Не позовут за общий стол
Ведь жизнь — это просто вспышка
В космической пустоте
И звезды всего лишь фишки
Поставленные блестеть
Попроси у судьбы богатства
И долгих и светлых дней
За дружбу любовь и братство
Зажги тринадцать фонарей
Ведь жизнь — это только вспышка
В космической пустоте
И звезды всего лишь фишки
Поставленные блестеть
Украсим песни и молитвы
Словами легкими как пар
И как бойцов бросают в битву
Их бросим в мировой пожар
Ведь жизнь — это только вспышка
В космической пустоте
И звезды всего лишь фишки
Поставленные блестеть
Кроме меня, есть еще несколько человек, имеющие такие же тетрадки
со стихами и картинками Игоря. Что со всем этим делать? Совсем ничего не делать, мне кажется, нельзя. Но как понять, что стоит публиковать,
а что нет?
За много лет у меня скопилось много его тетрадей. Пытаюсь понять, литература ли это? Мне трудно судить объективно. Раньше воспринимала их как попытку самоанализа. «Мемуары в стиле шейк» — последняя, которую он сам считал литературным произведением. Мне нужна обратная связь. Ищу, кто бы еще мог это прочитать и поделиться своим мнением. Местами очень мощно. На первый взгляд это может показаться просто «потоком сознания», без сюжета. Фрагментарность и «эстетика повторений» как прием? Подчеркнутая инаковость, странность логических выводов, балансирование между трагичным и смешным… Что это? Концептуальный постмодернизм?
Ты просто, внятно и гениально сформулировала идею о самодостаточности поэтического дарования Игоря. Полностью ее поддерживаю. Видимо, поскольку слушать стихи его окружение не хотело, он пытался сделать
из них песни. Еще я узнал из первоисточника, что последние годы Игорь
не писал стихов. Только на чей-то день рождения, короткие шуточные.
Ого!!! Я не знала! Про роспись пещеры и приезды отца он мне никогда
не рассказывал.
Полынь любил, да. Валялся в ней и смотрел в небо. Поведение его отца тоже впечатляет. Не такие уж непонимающие родители были у Игоря,
как он рассказывал, оказывается!
Да, это подвиг, очевидно. Но чем он вызван, определить трудно. Я хорошо понимаю, как трудно ему было жить среди людей с такой повышенной эмоциональностью. Для стихов это хорошо, для жизни — проблема. Когда эмоции зашкаливают, то поведение становится неуправляемым, что часто приводит не только к конфликтам, но и к продолжительному чувству стыда и вины, приводящему к бегству от общения. Вследствие чего — невыносимое чувство одиночества. Ну прибавь еще сюда поиск истины, желание «дойти до самой сути» и прочее…
Но стихотворение «я вышел плакать миру мир…», из которого строчки «куст полыни — мой дом», было написано в 2002 году.
Кстати, у Коли Якимова песня на этот стих есть:
В стране все поменялось. Особенно в Кызыле, где люди, привыкшие
за много лет жить плохо, вдруг оказались завалены всякими импортными ништяками. Всех захватила волна потребительства, стремление к комфорту и погоня за длинным рублем. Народ плотно подсел на TV, всех все устраивало «в стране всеобщего восторга». Он задыхался в социуме, считал себя изгоем, неудачником. Чувствовал неразрывную связь с природой. Периодические выходы в степь, где он мог орать во все горло — это, скорее всего, вопль от невыносимости фальшивого пластико-нейлонового мира.
А не орать он не мог. Когда уже не выходил из дома, соорудил себе сосуд, обмотанный тряпками, и орал в него. Соседи, услышав странные звуки, приходили и спрашивали: «Игорек, чего ты плачешь?»
«Репетирую», — отвечал.
Куст полыни — мой дом
Крыша в доме моем
Звездопадом течет,
звездопадом течет…
Начало 1990-х годов… В стране — брожение. Игорь предпринимает пост отшельничества. По его просьбе отец увез его в степь, к красивейшей горе Боом, в тридцати километрах от Кызыла.
Гора Боом хорошо известна всем кызылчанам. Это скалистый отвесный утес высотой в несколько сотен метров, река с водоворотами течет вдоль скалы. Подойти к реке можно только до скалы или после скалы, с самой скалы в реку можно только упасть.
Как-то вечерком я пришел к Игорю домой повидаться. От его отца узнал, что Игорь уже несколько дней отшельничает в степи. По договору между ними он привозил сыну продукты через день. Как раз в этот день собирался везти очередную порцию еды и пригласил меня в спутники. Мы поехали повидать Игоря вместе.
Перед горой свернули с трассы в степь, поехали в сторону реки по бездорожью (дорога уходит наверх, в горы). Возле небольшого оврага остановились. Тайник для продуктов был в расщелине между камнями стенки оврага. Там же хранилась рабочая тетрадь Игоря со стихами.
Отец поставил туда пакет с продуктами. Сидим ждем Игоря:
если он увидит машину, то подойдет.
Через какое-то время появляется Игорь, тонкий, стройный, черно-загорелый, подвижный, в перепачканных краской шортах и майке.
В длинных черных волосах и на кроссовках колючки репейника. Голос тонкий, мягкий, интеллигентный. Игорь рассказывает, что вдоль скалы, держась за камни, проходил по водной кромке, и метрах в двадцати
от берега обнаружил в скале некую выемку, вроде небольшой пещеры, заполненную водой. Он выполнял в этой пещере настенную роспись масляными красками. Это изображения святых и рисунки под ними.
По мнению Игоря, если какие-то рыбаки на лодке будут плыть вдоль скалы и захотят заглянуть в эту пещерку, то будут неожиданно удивлены, очень впечатлены и долго будут думать-гадать, откуда появилась эта настенная роспись, зачем и кем сделана. Словом, вселенская мистерия, созданная его руками, поставит перед зрителем неразрешимую загадку.
Насчет колючек репейника объяснил просто, что спит на земле под кустом. Так что слова «Куст полыни — мой дом» — это зарисовка с натуры, а вовсе не метафора.
Да, это впечатляло. Такой маленький, хрупкий человек живет в степи, пишет фрески в затопленной пещере. Тогда вот стало мне очевидно, что
в нем живет Некто, Дух, делающий это. Ведь зачем это самому Игорю, городскому человеку? В маленьком человеке стал очевиден Большой Дух, действующий по-своему. Два повода такого поступка: или реальное отшельничество, по религиозным мотивам, или уход от внешнего мира для концентрации в мире внутреннем, для расширения, пробуждения, обострения творческого видения.
Игорь вроде бы намеревался 40 дней так провести, но по факту прожил полторы недели. Разумеется, это очевидный духовный подвиг — полторы недели в степи, без вещей. Одежду отец ему сменную привозил, вот и все. Фрески я хотел сфотографировать, приехать с фотоаппаратом, но пока собирался, Игорь вернулся в город.
На самом деле творческий полет требует абсолютной свободы. Только
в состоянии полной свободы возможна творческая экзистенция души. Полеты фантазии, творческие открытия требуют гарантии свободы, в том числе и права на заблуждения и эксперименты. Независимо от результата они открывают новые пути в искусстве. Но в нетерпимом, нетолерантном обществе искусство может носить только преимущественно балаганный, развлекательный характер: дебильные мяукающие петрушки.
Нет, это не так. Писать он не переставал.
Был момент, не так давно, когда у него украли сумку, а там была тетрадь
со стихами. Он сильно переживал. Да и когда уже дома сидел с костылями, тоже писал. Я пыталась что-то из этого записывать, но не вышло.
Он считал, что не стоит этого делать. Помню одно из последних, в котором описан просто заоконный пейзаж, но акцент был сделан на том, что дым
и флаги всегда направлены в одну сторону. Как в воду глядел!
По поводу его песен. Я считала, что он поэт вполне самодостаточный
и никакого подкрепления музыкального к его стихам не надо вообще.
И не надо стремиться быть как все, а просто быть самим собой. Но он себя, такого, не принимал. Он хотел быть «вписанным» в рокеры, барды, хотел быть принятым обществом, хотел быть востребованным. Мне же казалось, что он свернул не туда.
Нет, я вполне понимаю людей, которые хотели ему помочь и поддержать.
И благодарна им за это. Но стихи терялись. Он начал писать уже не просто стихи, а на потребу публике. Из них начали исчезать трепет и искренность.
Ох, не знаю, понятно ли я объяснила?